Пожалуй, все мы уже знаем, кто такой токсичный человек и чем именно он «ядовит». Встречали, распознавать умеем. Но мы всё ещё не до конца понимаем, почему «токсики» такие «токсики» и что на самом деле кроется в их неприятных словах. За расшифровкой обратились к психологу и специалисту по работе с психологическими травмами Юлии Каминской.
Психотерапевт помогла увидеть истинный смысл негативных слов и понять, что они говорят на самом деле о том, кто их произносит, а также как отвечать на такие выпады.
«Ты так для работы накрасилась или потом в клуб идёшь?»
Рекомендуем по теме
Некоторым кажется, что, если они проводят треть жизни с коллегами, это даёт им право высказывать вслух всё, что они думают. Даже о вашей внешности. Спойлер: так нельзя никому, включая близких.
«Скорее всего, такая фраза означает: «Я сам боюсь выглядеть так, как хочется. Не позволяю себе». Могу предположить, что человеку, который так говорит, что-то запрещено. Он сам себе это запретил: нельзя веселиться, нельзя проявляться, нельзя быть раскованной или раскованным. Когда он сталкивается с тем, кому это можно, появляются эмоции, которые и выплёскиваются в пассивную агрессию и подобные вопросы», — отмечает Юлия Каминская.
«Надо же, как вы хорошо сделали квартальный отчёт. Не ожидал(а)!»
Едкие замечания могут высказывать как соседи по опенспейсу, так и руководители. И, конечно, это не о похвале, а об обесценивании.
Человек пытается уменьшить значимость другой фигуры, принизить собеседника, чтобы на его фоне заработать себе очки. Это ещё и про глубокий внутренний страх самому оказаться глупым, неэффективным или некомпетентным. Когда есть опасения, что кто-то сделает, предположим, отчёт или презентацию лучше, реакция на это неудобное чувство превентивная — напасть первым.
«С такой задачей и школьник справился бы»
Фактически ещё одна попытка сделать вид, что результат вашей работы — просто случайность, и снизить градус её важности.
«Вы единственный(ая), кому что-то не нравится!»
Представим, что именно это вы слышите в ответ на просьбу, предложение или объективную жалобу руководству на что-либо. Это про страх критики. Такому человеку важно быть ценным, одобренным, «любимым», а тут кому-то что-то не нравится. Чтобы не столкнуться с каким-то знанием о себе, что он был недостаточно хорош и можно было сделать иначе, автор такого высказывания — возможно, из чувства перфекционизма — отрицает неудобное ему, буквально отталкивает от себя.
«Спорить будете дома с мужем (женой), а здесь надо молчать и слушать»
Это уже даже не токсичность, а грубость. А ещё признак того, что человек ощущает себя не на своём месте и вообще глубоко в душе понятия не имеет, как управлять людьми. Когда выдаётся такая реакция, это говорит о том, что ранг, в котором человек находится, им не присвоен. То есть номинально человек руководитель, а внутри он не ощущает себя руководителем и не очень понимает вообще, как это — быть руководителем. Он берёт какие-то общие сценарии о том, что начальник — это кто-то властный, и через такие попытки старается ощутить себя значимым.
«Вы в декрет, я надеюсь, не собираетесь»
Классику корпоративной токсичности оставили напоследок. Обычно такие вопросы слышат женщины, которые только устраиваются на работу или недавно получили должность. Таким образом им дают понять, что их возможное материнство нежелательно. И никого не волнует этическая сторона вопроса. Но психологи уточняют, что трактовать это можно всё же по-разному.
Если руководитель имеет в виду, мол, «знаю я вас, женщин, вас возьмёшь, а вы сразу рожать» — это про некое обобщение и недоверие. Он будто находит что-то, что подтверждает его мнение. Или другая сторона — обида на то, что кто-то может якобы отдыхать, а он — нет.
Чек-лист самопроверки на токсичность
Никто не идеален и все время от времени могут «давать осечку». Просто убедитесь, что вы сами не ведёте себя токсично и коллегам с вами комфортно.
Не сплетничайте
Это значит, самому не инициировать пересуды, а также не вступать в чужие. Помните ведь: сегодня с вами, завтра — про вас? Как увернуться от сплетен? Говорите прямо, что вам неинтересно это обсуждать и вы не станете поддерживать такие беседы. Просто работайте и не отвлекайтесь от своих задач, даже если весь остальной отдел сейчас занят смакованием истории о том, как главный бухгалтер на позапрошлогоднем корпоративе со стула упала. Это всё «белый шум».
Запрашивайте необходимость обратной связи
Так же, как и вам, она нужна не всегда и не всем. Прежде чем дать совет, высказать предположение или оценить кого-то, спросите у него, важно ли именно ваше мнение и нуждается ли человек в информации со стороны.
Спросите о границах другого
Если это уместно, уточните у коллеги, как ему будет удобно общаться: какие вопросы точно лучше не поднимать в офисе, как говорить о работе друг друга так, чтобы не задеть, в какие моменты можно к нему обращаться в рабочее время и как это лучше делать. Держите «тумблер» эмпатии в активном положении, если хотите, чтобы и к вам относились чутко и бережно.
Информация HeadHunter (hh.ru)